VERETRO
Меню сайта
Категории каталога
Эзотерика [37]
Легенды и мифы [2]
Руны [11]
Начало » Файлы » БИБЛИОТЕКА » Руны

Руны и мистерии северных народов ч8
[ ]
15. Альгиз

Германское название: Альгиз (Algiz)
Англосаксонское название: Эольх (Eolh)
Древнескандинавское название: Ир (Yr)
Фонетическое соответствие: З (Z)
Традиционное значение: защита

Эта руна известна в двух формах – прямой и перевернутой. В общегерманском и англосаксонском футарках она употребляется только в прямом положении. Однако в большинстве скандинавских футарков она фигурирует в обеих разновидностях, причем в прямой имеет фонетическое соответствие "М" и называется "Маннар" (MannaR), то есть оказывается тождественной руне Манназ. В перевернутая же форме в скандинавских рунических рядах она обозначает звук, средний между r и z, придавая слову оттенок магического звучания. Например, исландское слово AsgardR записывалось рядом рун Ансуз, Совуло, Гебо, Ансуз, Дагаз и Альгиз, причем Альгиз изображалась перевернутой и немного более крупной, чем остальные руны. Возможно, это делалось для того, чтобы отличить обычную "буквенную" руну от руны магического звука.
Основное значение руны Альгиз – защита. Напоминая по форме раскрытую ладонь с расставленными пальцами, она ассоциируется с рукой Тюра, которой тот пожертвовал, чтобы асы смогли связать волка Фенрира. Древнегерманское слово alhs означает "храм" или "святилище". Так как именно в alhs хранили все магические аксессуары и ритуальная утварь, эти сакральные места наверняка старались защитить как можно надежней. Согласно Тациту, германцы поклонялись божественным близнецам, носившим имя "Альцис" (Alcis). Хотя прояснить характер этих близнецов и отождествить их с какими-либо божествами, известными из других источников, до сих пор не удалось, выдвигалась гипотеза, что это – некий северный эквивалент Кастора и Поллукса. Другие авторы отождествляют близнецов-Альцис с Бальдром и Хедом. Но по моему мнению, эти близнецы должны быть братом и сестрой, так как Альгиз имеет мужскую и женскую формы. Бытующая среди рунических мастеров убежденность, что Альцис – это братья-близнецы, может объясняться попросту тем, что большинство серьезных исследователей рун – мужчины. Они упустили из виду возможность, что эти близнецы могут оказаться Фрейром и Фрейей. Не исключен, впрочем, и другой вариант: поскольку эта руна – один из древнейших известных нам рунических знаков, она может олицетворять неких первозданных супругов-близнецов, породивших всех прочих богов и богинь. Фигурируют в германских мифах и другие близнечные пары: Ньерд и Нертус, Зиу и Зиса.
Тот факт, что в скандинавском футарке прямая Альгиз носит название "Маннар", наводит на мысль, что в своем прямом положении руна Альгиз связана с мужским началом и олицетворяет устремленность сознания вверх. Символом этого служат верхние ветви Иггдрасиля, простирающиеся высоко над землей и тянущиеся к небу. В перевернутом же положении Альгиз соотносится с корнями Иггдрасиля, уходящими под землю, в царство мертвых. В оккультной традиции недра земли связываются с женским началом. Верхние ветви мирового древа символизируют светлые миры – Ванахейм, Асгард и мир светлых альвов. Нижние ветви ведут в нижние миры – Етунхейм, Хель и Свартальвхейм (мир темных альвов). Мидгард занимает промежуточное положение; по сторонам от него располагаются Муспелльсхейм и Нифльхейм. Последние два мира не отражены наглядно в очертаниях этой руны, так как они находятся под властью первозданных сил огня и льда и символизируют скрытую опору, на которой покоятся все миры. Такую структуру мироздания можно изобразить в виде связанной руны.
На физическом уровне описанные выше противоположности меняются местами: Альгиз в прямом положении символизирует жизнь, а в перевернутом – смерть. Женщины даруют жизнь, а воины-мужчины сеют смерть. В Германии бытовала традиция изображать руны Альгиз на надгробиях, причем одним знаком обозначалась дата рождения, а другим знаком – дата смерти.
В прямом положении Альгиз имеет женскую форму, а в перевернутом – мужскую. Действительно, две формы этой руны можно истолковать как стилизованные изображения женских и мужских половых органов соответственно. В скандинавской традиции этот образ ассоциируется с мифом о том, как боги нашли два дерева – Аска и Эмблу – и создали из них первого мужчину и первую женщину. Боги вручили им дар жизни, и от них пошел весь человеческий род. Схожим образом после Рагнарек, последней битвы, жизнь снова возродится от Иггдрасиля, в ветвях которого найдут себе убежище мужчина и женщина – Лив и Ливтрасир. Таким образом, деревья в мифах устойчиво ассоциируются с жизнью.
Еще одна связанная руна, сочетающая в себе обе формы Альгиз, идентична скандинавскому варианту руны Хагалаз. В Голландии этот знак традиционно служил символом брака или союза мужского и женского начал.
Руну Альгиз часто соотносят с защитой и обороной, и в этом качестве она ассоциируется с образом "прикрытия щитом". Отсюда – ее связь с валькириями, которых именовали "девами щита". Валькирии не только выбирали тех, кому предстояло пасть на поле битвы, но и прикрывали своими щитами воинов в гуще сражения. Считалось, что они могут принимать облик лебедей или (реже) воронов. Если знак Альгиз повернуть набок, он напомнит отпечаток птичьей лапки. И действительно, в некоторых ведовских традициях и среди цыган руну Альгиз так и называют – "вороньей лапкой". (Кроме того, валькирии – проводницы душ в загробный мир: они сопровождают души павших воинов в Вальхаллу).
В своем обычном, прямом положении руна Альгиз может применяться в магических операциях религиозного характера – например, для воззвания к другим рунам или для расширения сознания в область высших миров, символом которых выступает Асгард. Эта руна – могущественный проводник, канал, по которому энергия богов поступают к человеку, а энергия человека – к богам. Альгиз сравнивали с радужным мостом, соединяющим Асгард с Мидгардом, – единственной дорогой, связывающей эти два мира. В поисках защиты лучше всего взывать к богу Хеймдаллю – стражу радужного моста и посреднику, подобно самой руне Альгиз проводящему энергию между двумя этими мирами. Поэтому Хеймдалля можно считать тайным покровителем Альгиз.
Руну Альгиз можно использовать и в целительстве. Стоя с поднятыми руками (в позе, напоминающей традиционную форму руны Альгиз) и взывая к силам Уруз, Совуло и Ансуз, я однажды преисполнилась настолько мощной энергией врачевания, что физически почувствовала, как она струится через мои ладони. В магии Альгиз – одна из самых могущественных рун для проекции на четыре или восемь сторон света: она укрепит и надежно защитит границы магического круга.

16. Совуло

Германское название: Совуло (Sowulo)
Англосаксонское название: Сигиль (Sigil)
Древнескандинавское название: Соль (Sol)
Фонетическое соответствие: С (S)
Традиционное значение: солнце

Древние народы Севера, как и все первобытные народы, чтили солнце как подателя жизни. Но при этом следует иметь в виду, что солнце они представляли в женском облике. Даже в современном немецком языке слово Sonne ("солнце") – женского рода. В большинстве же иных магических традиций – таких, как греческая, современная кельтская или викканская, – солнце соотносится с мужским началом. Переходя от Викки к Асатру, я потратила немало времени на то, чтобы перестроиться в этом отношении. Представление о солнце как о женщине – явно очень древнее – восходит, по всей вероятности, к религиозно-магическим традициям эпохи матриархата. В пользу этой гипотезы свидетельствует то, что солнце считалось богиней и в синтоизме (местной религии японцев), и в ранних древнеегипетских культах. Очевидно, солнце было главным объектом поклонения в первобытном обществе. Ведь от него зависит сама жизнь – и в гораздо большей степени, чем от луны. А в первобытных культурах, сложившихся задолго до возникновения футарка, женское начало устойчиво ассоциировалось с жизнью, тогда как роль мужчины в продолжении рода долгое время оставалась неизвестной и непонятной. Таким образом, связь солнца с женским началом установилась в глубокой древности, и это, среди прочего, подтверждает, что скандинавские мифы начали складываться задолго до эпохи викингов, в которую были записаны эдды.
На землях современной Голландии в древности существовал культ трех богинь, которым поклонялись еще тогда, когда не знали асов и даже ванов. Анбет олицетворяла землю, Вильбет – луну, а Барбет – солнце. Следы культа Барбет, солнечной богини, сохранялись вплоть до христианской эпохи, в которую она превратилась в святую Варвару. В северной мифологии с солнцем связывалась богиня Сунна, правившая солнечной колесницей. В ходе археологических раскопок на территории Скандинавии были найдены колесницы с установленными на них изображениями солнечного диска; большинство таких находок датируется бронзовым веком. Сочетание колесницы и солнечного диска наводит на мысль о связи между рунами Райдо и Совуло. Райдо – это принцип управления или управляющее начало, а Совуло – высшая духовная сила, держащая бразды правления.
В южных странах солнце естественным образом связывалось с палящим, губительным зноем, а луна – с вечерней прохладой, освежающей и исцеляющей тело и душу после трудового дня, так что именно луна ассоциировалась с женщиной – кормилицей и утешительницей. На севере же, напротив, солнце всегда ценили выше, потому что видели реже. Именно поэтому народы севера обращали внимание, в первую очередь, на тепло и свет, исходящие от солнца, и чтили его как источник жизни и роста. На юге солнце нередко вызывает засуху и голод, а на севере причиной голода чаще всего становится недостаток теплых, солнечных дней.
Совуло символизирует высшую волю или намерение, а также самосознание и чувство собственного достоинства. Это наивысшая сила "я", управляющая нашим индивидуальным развитием – процессом индивидуации, если использовать юнгианский термин. В современной оккультной философии солнце считается символом сознания – внутреннего "я" в противовес тому образу "я", который мы являем внешнему миру и который соответствует руне Иса. Совуло связана с духовным руководством и наставничеством. В гадании она может указать нам наилучшее направление действий или состояние, к которому следует стремиться (впрочем, интерпретировать ее всегда следует в сочетании с соседними рунами расклада).
Тем не менее, этой руне присуще и разрушительное начало. Не случайно она имеет форму молнии. Подобно молнии, Совуло внезапным ударом сметает все на своем пути – обычно для того, чтобы расчистить место чему-то новому и лучшему (вспомним, что после грозы воздух насыщается отрицательными ионами). В этой своей ипостаси Совуло связана с Тором – богом-громовником. Поэтому Совуло можно использовать для взывания к Тору, особенно в тех ситуациях, когда требуется быстрое возмездие. Несмотря на то, что эта руна необратима – то есть не меняет формы, если перевернуть ее "вверх ногами", – повернуть ее слева направо все же можно. Таким образом, Совуло имеет две формы – мужскую и женскую, или, иначе, интровертную и экстравертную. Интровертная ее форма втягивает энергию внутрь себя, а экстравертная, напротив, излучает во внешний мир.
Совуло связана с годовым солнечным циклом, который делится на две равные половины точками летнего и зимнего солнцестояний. В первое полугодие дни удлиняются, и солнце с каждым днем набирает силу, а во второе дни становятся короче и сила солнца мало-помалу идет на убыль. В скандинавской мифологии этот годовой цикл связан с мистерией гибели Бальдра, солнечного бога, от руки его темного брата-близнеца – Хеда, который, в свою очередь, гибнет в день солнцестояния, уступая место возродившемуся Бальдру. Из богов с руной Совуло теснее всего связан именно Бальдр.
Если соединить в одном знаке две руны Совуло, получится солнечное колесо, или свастика, – древнейший в мире символ солнца, встречающийся практически у всех народов. В странах севера солнечное колесо считается атрибутом Тора. Оно может изображаться двояко: вращающимся либо по часовой стрелке (т.е. по ходу солнца), либо против. В магических операциях первый вариант свастики способствует втягиванию энергии, а второй – излучению.
Кроме Сунны, Бальдра и Тора, Совуло косвенно связана с Одином, так как солнце символизирует око Одина. Глаз, который он отдал Мимиру в уплату за мудрость, связан с луной, а второй глаз – с солнцем. Солнечный глаз его открыт и доступен взорам, а лунный – скрыт на дне Мимирова колодца, почему и ассоциируется с луной, сияющей в ночном небе: ведь лунный свет – всего лишь отражение солнечного. Пожертвовав глазом, Один стал движущей силой в эволюционном развитии коллективной души северных народностей.
Космология второго этта
Силы творения, описанию которых посвящен первый этт, должны быть дополнены и уравновешены разрушительными силами. В своем обзоре космологии первого этта мы остановились на пришествии золотого века. Теперь мы вступаем в новую стадию инволюционно-эволюционного цикла.
"Золотым веком" в мифах называется время, когда золото служило исключительно для украшения и воспринималось как игрушка, не имея денежной стоимости. В мифах повествуется о том, как боги мастерили золотое убранство и утварь ради чистого удовольствия. Но затем явилась женщина по имени Гулльвейг, чье имя можно перевести как "Жажда золота", и посеяла между асов раздор, выявив пагубную силу золота. За это асы осудили ее на смерть и трижды сожгли, но она все же осталась в живых. Тогда, согласно одному из мифов, Локи съел ее сердце и тем самым принял на себя зло, воплощенное в Гулльвейг.
По моему толкованию мифа, после каждого сожжения Гулльвейг рождалась норна. Так в мир явились три норны. Гулльвейг была принадлежала к классу божеств, в мифах именуемых ванами. Ваны потребовали у асов виру за смерть Гулльвейг, но Один отказался платить. В результате между асами и ванами развязалась война. Согласно некоторым источникам, победили в этой войне ваны: они захватили Асгард и удерживали его девять (или, по другим вариантам, семь) лет. Но в конце концов асы и ваны поняли, что должны примириться и объединить силы в борьбе против инеистых великанов. Они заключили мир и обменялись заложниками. Фрейя, Фрейр и Ньерд поселились в Асгарде, а Мимир и Хенир отправились жить к ванам, в Ванахейм.
Какое отношение имеет этот миф ко второму этту? Первая руна второго этта, Хагалаз, символизирует разрушительные силы специфически женской природы. Поэтому я склонна связывать эту руну с Гулльвейг и, что еще важнее, с Урд – норной прошлого и хранительницей источника вирд (или Урд). Руна Наутиз олицетворяет третью норну – Скульд. А Иса, третья руна данного этта, связана со второй норной – Верданди. В совокупности три эти руны соотносятся с течением и счетом времени.
Если асы установили космический ход времени и отделили день от ночи, назначив пути Солнцу и Луне, то три норны принесли в мир время как биологическую реальность. Иными словами, от норн исходит присущее нам осознание хода времени, течения лет от детства до старости. Когда норны сотворили время как длительность процессов, отражающуюся в сознании и опыте, все в мире обрело начало и конец, и все, что рождалось, стало обречено умереть. На этой стадии инволюция достигает нижней точки, дух погружается в материю до предела, и единственный выход из нее ведет через руну Йера.
Инволюция сменяется эволюцией, когда Один, олицетворяющий коллективное сознание северных народов, выступает в нелегкий путь на поиски знания. Первым шагом на этом пути стало его самопожертвование на ветвях мирового древа, представленное руной Эйваз. Благодаря этой жертве Один постиг руны и мистерии, отображенные в рунических символах. Он переступил грань между жизнью и смертью и получил доступ в царство мертвых, став предводителем Дикой охоты.
Затем Один отдал глаз за право испить из колодца Мимира, представленного руной Перто, и обрел знание прошлого, настоящего и будущего. Однако он понял и ограниченность своей силы, ибо даже прозрев грядущее, он оказался не в силах его изменить. Спустившись в царство мертвых, Один вызвал дух вельвы (в эддах она носит имя Хейд, а древнегерманские племена называли ее Эрдой) и соединился с ней в любви. От этой связи родились валькирии, которых олицетворяет руна Альгиз. Валькирии защищают воинов в битве и от имени Одина отбирают тех, кому предстоит переселиться в Вальхаллу.
Второй этт завершается руной Совуло, символизирующей возрождение сознания и его вступление в эволюционный процесс. Первая половина второго этта продолжает первый этт – в том смысле, что все руны вплоть до Йеры связаны с процессом творения и инволюцией, в ходе которой сознание погружается в материю все глубже и глубже, подчиняясь ее власти и условностям времени и пространства, насажденным тремя норнами.
Йера символизирует точку поворота от инволюции к эволюции. Здесь колесо времени завершает свой оборот, и Один, принося себя в жертву, полагает начало процессу возрождения сознания. В этом качестве он становится персонификацией солнца, направляющего душу народа на путь эволюции.
Категория: Руны | Добавил: Aratr
Просмотров: 773 | Загрузок: 0

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Поиск по каталогу
БИБЛИОТЕКА
Copyright MyCorp © 2006