VERETRO 
  
 

Продолжается набор участниц для программы "Новая Я". Старт программы 22 мая 2018 г.
Подробности на сайте http://runamag.com

[Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Форум » НЕПОЗНАННОЕ И УДИВИТЕЛЬНОЕ » Медитации » МЕДИТАЦИИ
МЕДИТАЦИИ
AratrДата: Пятница, 08.06.2007, 20:32 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 411
Статус: Offline
В этой теме я хотел бы поговорить о медитациях.
Каждая религия, да и не только религия, имеют свои медитации.
Начну наверное с того, что приведу здесь стандартную, если можно так выразиться, формулировку Медитации.
Итак, что это такое?

Что по этому поводу пишет БЭС:

Медитация
(латинское meditatio, от meditor - размышляю, обдумываю), умственное действие, направленное на приведение психики человека к состоянию углублённой сосредоточенности, оказывающемуся, таким образом, и результатом, и объективной характеристикой М. В психологическом аспекте М. предполагает устранение крайних эмоциональных проявлений и значительное понижение реактивности. Соматическое состояние медитирующего характеризуется при этом расслабленностью, а его умонастроение - приподнятостью и некоторой отрешённостью (от внешних объектов и отдельных внутренних переживаний).
В разных медитативных практиках (культовых, религиозно-философских, психотерапевтических, дидактикопропедевтических и тому подобных) вызывание и протекание М., как правило, связаны с определённой последовательностью умственных актов, складывающихся в естественный процесс. Поэтому почти во всех языках обозначение М. семантически связано с понятиями "ум" и "думание" одновременно - как природных способностей человека, не зависящих от его сознательного намерения (санскрит dhyana, русское "думанье", древнегреческое medomai - "размышляю", английское musing - "дремотное мечтание" и т. п.).

Методики М. различаются наборами технических приёмов и последовательностью ступеней достижения уравновешенности ума и нереактивности психики. Особое развитие и конкретную тематическую направленность М. получила в индийской и буддийской йоге (как одно из основных средств достижения религиозного освобождения), в античном "философском экстазе" платоников и неоплатоников (причём у первых она выступала как необходимая предпосылка теоретического мышления, в частности математического), в православном "умном делании" ("Логос-медитация", или "Иисусова молитва"), в "экзерцициях" (духовных упражнениях) иезуитов, в учении о "пути" мусульман-суфиев, а также в некоторых школах современного психоанализа (К. Г. Юнг), ставящих целью интеграцию личности.

Лит.: Джемс В., Многообразие религиозного опыта, перевод с английского, М., 1910; Thurston Н., The physical phenomena of mysticism, Chi.,1952: Evans-Wentz W. Y., Tibetan Yoga and secret doctrines, L. - Oxf., 1967.

А. М. Пятигорский.



О Деви! Ты-разум, небо, воздух, огонь, вода, земля. Ничто не существует вне тебя при твоем превращении. Ты стала священной королевой Шивы, чтобы изменить свою собственную блаженную форму сознания на форму мира.

Сообщение отредактировал Aratr - Пятница, 08.06.2007, 20:37
 
AratrДата: Пятница, 08.06.2007, 20:36 | Сообщение # 2
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 411
Статус: Offline
А такое определие ей дает Энциклопедия эзотеризма:

МЕДИТАЦИЯ (лат. meditatio - размышлять, обдумывать, инд. аналог - дхиана, кит. - цинь лу - "размышление в тиши") - форма психической активности, обеспечивающая погружение человека в особые трансовые состояния. В западной культурной традиции понятие "М." относится к актам размышления, обдумывания или рефлексии. По восточным представлениям, М. являет собой процесс, посредством которого достигается "просветление". М. понимается на Востоке как процесс роста, дающий человеку новый опыт в интеллектуальной, философской и в экзистенциальной сфере. При высоком уровне овладения методиками М. возможно достижение психического состояния, характеризующегося неэгоцентрическим и интуитивным типом мышления.

Самые ранние письменные источники, посвященные М., относятся примерно к 1500 до н.э. Уже в "Ведах" (см.) рассматриваются практики М. древней Индии. В 6 ст. до н.э. началось развитие различных форм М. - даоистской в Китае, буддистской в Индии, и даже, согласно ряду свидетельств, у древних греков. По некоторым источникам, первыми христианами, начавшими пользоваться техниками М., были отшельники, жившие в египетских пустынях в 4 в. Их медитативная практика в своих главных чертах напоминала традиционную индуистскую и буддистскую М. В 11 и 12 вв. дзеновская форма М., называемая "дзадзен", распространилась в Японии. В 1960-х волна медитативной практики охватила и США в форме, представляющей западную версию индуистской традиции. Она была завезена как практика "трансцендентальной М.".

Общим для всех форм М. является наличие стимула или предмета, на котором концентрирует свое внимание медитирующий. Предмет М. предназначен для "сосредоточения", т.е. является в сущности своей объектом для концентрации внимания. Согласно критерию природы объекта сосредоточения, существует четыре вида М.:

1) Повторение в уме. В этом случае объектом для сосредоточения является какой-либо психический стимул. Классическим примером психического объекта для сосредоточения является "мантра" (см.). Повторение стихотворных отрывков также можно рассматривать как вид мантры. В качестве мантры иногда используют и тексты народных песен.

2) Повторение физического действия. Этот объект для концентрации связан с фокусировкой внимания на каком-либо физическом действии. В древнем йоговском (индуистском) способе М. внимание сосредотачивается на повторяющихся дыхательных движениях. Различные формы дыхательного контроля подсчета вдохов и выдохов (так называемая пранаяма - см.) лежат в основе одной из форм хатха-йоги. Известен и другой вариант хатха-йоги, использующий различные позы (см. Асаны). Некоторые народы Востока используют в практике М. продолжительные хороводные танцы с повторяющимися движениями. Распространение бега трусцой в США дало импульс изучению этой версии физической культуры. Одним из эффектов, о которых стало известно, являются переживания бегунами ощущений, подобных медитативным. Причиной этого, как выяснилось, выступает устанавливающееся во время бега регулярное дыхание или однообразные звуки от ударов ног по земле.

3) Зрительная концентрация. Объектом для концентрации является зрительный образ - картина, пламя свечи, лист дерева и т.п. В восточных культурах для зрительной концентрации часто используется мандала (см.).

4) Сосредоточение на проблеме. Этот объект для концентрации представляет собой попытки решения проблемы, включающей парадоксальные компоненты. Классическим примером являются дзеновские "коаны" (см.).


О Деви! Ты-разум, небо, воздух, огонь, вода, земля. Ничто не существует вне тебя при твоем превращении. Ты стала священной королевой Шивы, чтобы изменить свою собственную блаженную форму сознания на форму мира.
 
AratrДата: Пятница, 08.06.2007, 20:37 | Сообщение # 3
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 411
Статус: Offline
Механизмы воздействия практик М. на человека точно не установлены. Роль объекта для концентрации заключается, как полагает ряд специалистов, в том, чтобы дать возможность интуитивному, неэгоцентричному типу мышления, соотносимого с активностью правого полушария, занять в сфере сознания доминирующее место - место, которое обычно занимает аналитический эгоцентрический тип мышления, традиционно соотносимый с активностью левого полушария. Объект для концентрации обеспечивает, очевидно, возможность такого сдвига путем монополизации нервной активности левого полушария, что позволяет правому полушарию стать доминантным. Подобное состояние "исключительного познания" именуется "нирваной" (см.), "сатори" (см.), "просветлением" (см.), состоянием "сверхсознания" или обретением "космического сознания". При этом М. может трактоваться лишь как процесс, или набор методик, которые используются медитирующим для достижения состояния "сверхсознания".

Нередко выделяется ряд "терапевтических критериев", присущих процессу М. и указывающих на возможность приближения к состоянию сверхсознания. По одной из версий, это: 1) затрудненное дыхание, 2) спутанное мышление, 3) релаксация, 4) отстраненное наблюдение и 5) высшее состояние сознания. Для состояния медитационной "релаксации" характерно то, что организм достигает состояния, близкого ко сну по своему восстановительному потенциалу, или превосходит его. "Отстраненное наблюдение" в индийских священных книгах описывается как состояние, при котором субъект М., наблюдая окружающую его среду, остается "покоящимся в себе зрителем". Такое состояние представляет собой безличное пассивное состояние наблюдения, при котором медитирующий просто "сосуществует" с окружением, а не противостоит ему, пытаясь подчинить себе. Это неаналитическое, интуитивное состояние. Последней ступенью опыта М., является "состояние сверхсознания". Это состояние включает в себя все предыдущие состояния, отличаясь большей интенсивностью переживания.

Физиологической основой М. является способность коры головного мозга человека под воздействием медитативной тренировки вырабатывать необычные сочетания очагов возбуждения и торможения, продуцировать яркие образы, вызывать посредством внушения материальные сдвиги в организме, оперировать эндорфинами (внутренними наркотиками) и гормонами, вырабатываемыми железами внутренней секреции человека. В религиозной практике М. применяется в контексте мистики (см.) с целью духовного лицезрения объектов веры и непосредственного общения с ними. Тем самым обеспечивается стремление всякой религии сделать символы своей веры чувственно воспринимаемыми. В качестве культурного феномена М. могут функционировать также в качестве духовных упражнений, позволяющих усовершенствовать способности человека, выступая в качестве психической первоосновы различных форм физической культуры. Всестороннее развитие получили М. на Востоке, став неотъемлемой частью не только религии, но и всей культуры, наложив отпечаток на все виды деятельности.


О Деви! Ты-разум, небо, воздух, огонь, вода, земля. Ничто не существует вне тебя при твоем превращении. Ты стала священной королевой Шивы, чтобы изменить свою собственную блаженную форму сознания на форму мира.
 
AratrДата: Пятница, 08.06.2007, 20:39 | Сообщение # 4
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 411
Статус: Offline
Родиной наиболее разветвленных, многогранных и всесторонне разработанных религиозно-медитативных систем была и остается Индия. Медитативностью проникнута практика йоги (см.), состоящая из этической и физической подготовки, дыхательных и психоэнергетических упражнений, отключения чувств и мыслей от внешнего мира, их концентрации и сосредоточения на отдельных объектах, медитативного умозрения и созерцания. Целью йоги, ее высшей ступенью является состояние "самадхи" (см.), экстатического озарения и просветления, обеспечивающее, согласно учению йоги, непосредственное слияние человеческой души с духовной сущностью Вселенной. Другую всеобъемлющую религиозно-медитативную систему предложил буддизм (см.). Он рассматривает М. как одно из важнейших средств предотвращения сопутствующих жизни страданий и достижения нирваны. Медитативная практика буддизма направлена на последовательное преодоление жажды телесной жизни для жизни вечной и складывается из целенаправленного подавления, вытравления эмоций, воли, словесного мышления. Идя этим путем, буддистский архат (см.) стремится впасть в состояние сатори, в котором стать способным узреть свое истинное "я" и мир духовных сущностей, открытый Буддой (см.). В Китае не без индийского влияния также сформировались две высокоразвитые религиозно-медитативные системы даосизм (см.) и чань-буддизм. Даосская техника М. заключается в овладении психической энергией "ци", выработке в организме человека различных веществ здоровья и достижение на этой основе физического бессмертия. Чань-буддизм, именуемый в Японии дзен-буддизмом, представляет собой неиндийский вариант буддизма, само название которого "чань", "дзен" (см.) скопировано с санскритского слова "дхиана" и означает не что иное, как М. Чаньские (дзенские) способы медитирования делают упор на двигательную активность, вчувствование в природу и так называемое мгновенное озарение, возникающее под действием стресса. Особое направление медитативной практики возникло в индийском и китайском тантризме (см.). Основными медитативными приемами тантризма были углубленное чтение священных текстов (тантр), перемежаемое видениями (даршанами), произнесение и пение особых сочетаний звуков (см. Мантра), экстатические танцы, сопровождаемые магическими жестами (см. Мудра), длительное вглядывание в символические изображения (янтры), особая психосексуальная практика.

В мусульманском суфизме (см.) также содержится определенная система медитативного тренинга. Развитые системы медитативной практики содержались также в иудейской каббале и христианском исихазме.


О Деви! Ты-разум, небо, воздух, огонь, вода, земля. Ничто не существует вне тебя при твоем превращении. Ты стала священной королевой Шивы, чтобы изменить свою собственную блаженную форму сознания на форму мира.
 
AratrДата: Пятница, 08.06.2007, 20:40 | Сообщение # 5
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 411
Статус: Offline
В Европе М. систематически являлись в мистериях Древней Греции, в языческих культах Рима. С приходом эры христианства в роли М. используется молитва. В Европе М. с самого начала имели коренные отличия от медитативных практик стран Востока. Они не абстрагировались от словесного мышления с его логикой и использовали формулы словесных внушений.

С возникновением конкретной науки и ее обращением к человеческой психике феномен М. стал предметом специального исследования: стала изучаться роль целенаправленного внушения в лечении болезней, была создана гипнология как наука о гипнозе, в 19 в. аптекарь Куэ предложил систему психотерапевтического самовнушения. Первая такая научно-медитативная психотехника была создана психотерапевтом И.Шульцем и получила название ауто-тренинга. Источниками аутотренинга послужили современная теория гипноза и индийская йога. Основным отличием психотренинга Шульца от восточной М. явился вербальный, словесный характер внушений.

Во второй половине 20 ст. на Западе резко усилился интерес к культурному наследию Востока, в том числе и к М., осмысленной в западном культурном контексте в качестве психотерапевтического средства и элемента практической деятельности человека. М. слагается из: 1) фильтрации чувственных восприятий соответственными органами; 2) фиксации идей (памятью); 3) умения сопоставлять идеи. Согласно этой схеме, выделяются общие правила, ведущие к облегчению М. Необходимо: 1) избегать рефлекторных ответов на вопросы, диктуемых исключительно памятью без участия остальных элементов М.; 2) избегать споров, сводящихся обыкновенно лишь к сопоставлению форм (диалектика), а не идей. Согласно йоге, огромное большинство споров имеют исходной точкой или различное понимание какой-либо терминологии (в этом случае спор основан на недоразумении), или различие основных догматов миросозерцания (в этом случае спор бесцелен); 3) упражняться в познавании невидимого в видимом, астрального и ментального тел помимо физической оболочки объекта. Недостаточно рассматривать контуры тела человека, желательно проникнуть в астральные соответствия его форм, в динамику проявлений ауры и даже в свойства ментальной монады личности. Недостаточно рассматривать произведение искусства в его реализационных деталях, необходимо вникнуть в его идею; 4) всюду разыскивать натуральные аналогии и эти аналогии истолковывать самым широким образом; 5) не пренебрегать случаями познания гармонии и законченности в формах: посещать музеи, слушать хорошую музыку, вообще не чуждаться мира искусства


О Деви! Ты-разум, небо, воздух, огонь, вода, земля. Ничто не существует вне тебя при твоем превращении. Ты стала священной королевой Шивы, чтобы изменить свою собственную блаженную форму сознания на форму мира.
 
AratrДата: Пятница, 08.06.2007, 20:46 | Сообщение # 6
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 411
Статус: Offline
Такие определения дают энциклопедические словари.

А теперь перейдем к медитативным практикам. В начале, я приведу известные медитативные практики, а затем свои.
Как можно понять из определений медитаций, они бывают разными, но не смотря на их различие имеют много схожих черт. Итак практики медитаций. Общим для всех медитаций является повторение и сосредоточение на чем либо. Начинаем.


О Деви! Ты-разум, небо, воздух, огонь, вода, земля. Ничто не существует вне тебя при твоем превращении. Ты стала священной королевой Шивы, чтобы изменить свою собственную блаженную форму сознания на форму мира.
 
AratrДата: Воскресенье, 10.06.2007, 14:48 | Сообщение # 7
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 411
Статус: Offline
Медитации Ошо.

Будь осознан

Эта медитация продолжительностью 1 час и состоит из 4 ступеней - 3 ступени делаются под музыку.

Стадия 1-15мин.
Сидя удобно, смотрите на кого-нибудь или на что-нибудь, на любой объект - стену, цветок, дерево. Помните, что вы смотрите через свои глаза. Ваши глаза - просто окна. Вы внутри, смотрящий наружу через глаза. Держите свое внимание на том, кто находится за глазами.

Стадия 2 - 15 мин.
Закройте глаза. Слушайте музыку и помните что уши - это просто приемники. Звук путешествует кольцами по направлению к каждому из нас. Вы всегда в центре звука. Вы слышите звук из своего безмолвного центра.

Стадия 3 - 15 мин.
Оставаясь с закрытыми глазами, дотроньтесь до любой поверхности или предмета. Дотрагиваясь, просто дотрагивайтесь с помощью своей руки и помните того внутри, кто спрятан за ней, чувствует касание. Будьте восприимчивым, чувствуйте различные текстуры и помните, все ваши ощущения - это просто двери, принимающие станции, инструменты, рецепторы. Вы спрятаны за ними.

Стадия 4 - 15 мин.
Не открывая глаз, лягте на спину. Будьте спокойны, расслабленны и молчаливы


О Деви! Ты-разум, небо, воздух, огонь, вода, земля. Ничто не существует вне тебя при твоем превращении. Ты стала священной королевой Шивы, чтобы изменить свою собственную блаженную форму сознания на форму мира.
 
AratrДата: Воскресенье, 10.06.2007, 14:50 | Сообщение # 8
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 411
Статус: Offline
Медитация Хара

Эту медитацию лучше выполнять на пустой желудок. Если вы практикуете ее регулярно, вы сможете оставаться спокойными и центрированными в любой момент своего существования. В медитации 4 стадии по пять минут каждая.

Стадия 1 - 5 мин.
Сядьте на пол, удобно, лучше всего - скрестив ноги. Закройте глаза и вращайте корпусом против часовой стрелки. Почувствуйте, что ваш корпус как бы приподнят, а головой вы рисуете большой круг. Чувствуйте, что это движение приходит к вам из нижних чакр. Вслед за музыкой ускоряйте вращение и уменьшайте диаметр круга. Когда музыка остановится, станьте неподвижными и представляйте, что вы дышите центром Хара, находящимся примерно на 2 пальца ниже пупка.

Стадия 2 - 5 мин.
Ложитесь на пол на спину, или оставайтесь в сидячем положении. Держа глаза закрытыми, слегка надавите на центр Хара, так, чтобы вы чувствовали, как вы дышите этим центром. Чувствуйте мир и покой, которые поднимаются из Хары в верхние чакры.

Стадия 3 - 5 мин.
Теперь встаньте и, открыв глаза, начинайте медленно ходить по комнате. Руки можете держать на центре Хара - это поможет вам чувствовать этот центр. Но если у вас хватает внимания - вы можете обходиться и без рук. Ходите по комнате и смотрите на все вещи как всегда. Внимание все время держите в центре Хара и не думайте ни о чем - просто чувствуйте мир и покой. Когда музыка остановится - замрите на том месте, где вы находитесь в абсолютной неподвижности.

Стадия 4 - 5 мин.
Теперь нажмите на Хару так, как вы это уже делали. И позвольте случиться спонтанному танцу - танцуйте так, как вам хочется, так как вы это чувствуете, отдаваясь течению музыки. После окончания музыки еще несколько минут подержите руки на центре Хара и постепенно возвращайтесь.


О Деви! Ты-разум, небо, воздух, огонь, вода, земля. Ничто не существует вне тебя при твоем превращении. Ты стала священной королевой Шивы, чтобы изменить свою собственную блаженную форму сознания на форму мира.
 
AratrДата: Воскресенье, 10.06.2007, 14:51 | Сообщение # 9
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 411
Статус: Offline
Шива Негра

Эта медитация на "третий глаз" состоит из двух стадий, которые трижды повторяются друг за другом.

Стадия 1- 10 мин.
Сидите полностью неподвижно, с мягко сфокусированными глазами и смотрите на голубой свет или свечу.

Стадия 2 - 10 мин.
Закройте глаза и медленно и мягко раскачивайтесь из стороны в сторону.

Повторите трижды.


О Деви! Ты-разум, небо, воздух, огонь, вода, земля. Ничто не существует вне тебя при твоем превращении. Ты стала священной королевой Шивы, чтобы изменить свою собственную блаженную форму сознания на форму мира.
 
AratrДата: Воскресенье, 10.06.2007, 14:53 | Сообщение # 10
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 411
Статус: Offline
Медитация Випассана

В Випассане может случиться так, что человек ощущает себя очень чувствительным, так как вы так тихи, что энергия не рассеивается. Обычно главная часть энергии рассеивается, и вы истощаетесь. Когда вы просто сидите ничего не делая, вы становитесь тихим озером энергии, озеро все время увеличивается. Оно почти доходит до точки где оно переливается через край - и тогда вы становитесь чувствительными. Вы ощущаете чувствительность, даже сексуальность - как будто все чувства стали свежими, помолодевшими, живыми; как будто с вас осыпалась пыль, вы приняли ванну и очистились душем.

Найдите удобное место, где можно сидеть сорок пять-шестьдесят минут. Помогает, если вы будете сидеть в одно и то же время и в одном и том же месте ежедневно, и это место не обязательно должно быть тихим. Поэкспериментируйте, пока не найдете положение, в котором вы чувствуете себя лучше всего. Вы можете сидеть раз или два в день, но не сидите раньше, чем через час после еды и за час до сна. Важно сидеть с прямой спиной и головой. Ваши глаза должны быть закрыты, насколько это возможно. Скамеечка для медитаций или стул или подложенные подушки помогут. Тут нет специальной дыхательной техники; обычное, естественное дыхание - как раз то, что нужно...

Сидя в молчании, начинайте наблюдать за своим дыханием. Самым легким способом наблюдать является наблюдение за ноздрями. Когда происходит вдох, чувствуйте, как он касается ноздрей - наблюдайте за ним в этом месте. Касание легче для наблюдения, дыхание будет слишком тонким; вначале наблюдайте только касание. Происходит дыхание, и вы чувствуете, как оно происходит: наблюдайте его. А потом следуйте за ним, идите за ним. Вы обнаружите, где находится точка, в которой оно останавливается. Просто где-то оно останавливается - на краткий миг оно останавливается. Потом оно снова направляется наружу, и тогда следуйте за ним, снова ощущайте касание, дыхание, выходящее из носа. Следуйте за ним, идите с ним наружу - вы снова ощутите точку, в которой дыхание останавливается на краткий миг. Потом снова начинается цикл...

Випассана - это не концентрация, и она не является объектом наблюдения за дыханием в течение всего часа. Когда возникают мысли, чувства или ощущения, или вы ощутите звуки, запахи или дуновение снаружи, просто позвольте вниманию обратиться на них. Все, что приходит, может рассматриваться, как облака, проплывающие в небе - вы к ним не привязываетесь и не отвергаете. Когда появляется выбор, за чем наблюдать, возвращайтесь к осознанию дыхания. Помните, ничего особенного не должно происходить. Здесь нет ни успеха, ни поражения - так же, как и достижений...


О Деви! Ты-разум, небо, воздух, огонь, вода, земля. Ничто не существует вне тебя при твоем превращении. Ты стала священной королевой Шивы, чтобы изменить свою собственную блаженную форму сознания на форму мира.
 
Форум » НЕПОЗНАННОЕ И УДИВИТЕЛЬНОЕ » Медитации » МЕДИТАЦИИ
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Поиск:


 
Rambler's Top100
Copyright MyCorp © 2006